Владимир Путин о ЖКХ

Владимир Путин о ЖКХ

…Уважаемые коллеги! Для любого человека базовые вещи – это дом, в котором мы живём, двор, в котором дети гуляют. И от того, в каком состоянии они находятся, во многом зависят мироощущение людей, их социальное самочувствие, уверенность в том, что они делают, как они живут, в своём будущем, стремление строить свою жизнь там, где они родились, выросли. К сожалению, большая часть наших граждан живёт далеко не в лучших условиях.

Конечно, необходимо строить новое жильё. На федеральном уровне мы поставили задачу к 2015 году увеличить темпы строительства в 1,5 раза до 90 млн кв. м в год. Но такой цели будет очень трудно добиться, не устранив бюрократических барьеров. Они существенно замедляют темпы строительства, а цены на жильё, наоборот, подталкивают наверх. В этой составляющей цены каждого кв. м нередко закладывается так называемая административная рента – поборы, если сказать проще.

Отмечу, что 98% разрешений на строительство выдаётся именно на муниципальном уровне. Ни для кого здесь не секрет, что часто право на застройку легче получить своим, известным компаниям. Того, кого хотят отсечь от стройки, по кругу начинают гонять ещё на предварительном этапе согласования. И с таким подходом, конечно, нам с вами мириться нельзя. Мы уже ввели оценку деятельности региональных властей, и считаю, что аналогичная система должна работать и в отношении руководителей местных органов власти. В качестве одного из ключевых критериев нужно обозначить ситуацию со строительным комплексом, стройками, да и в целом с деловым климатом в муниципальном образовании.

Вместе с тем не следует гнать квадратные метры ради выполнения плановых показателей и шлёпать бетонные коробки то там, то сям – где угодно. Во-первых, нужно строить по новым технологиям и стандартам, а во-вторых, необходимо заранее продумать транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, бережно относиться к сложившемуся облику городов, чтобы, например, точечная застройка не вела к уничтожению памятников истории и архитектуры.

Вот, что касается инфраструктуры, – крайне важная вещь. Можете мне поверить, да и вы сами наверняка с этим сталкиваетесь: нередко приходится решать вопросы задним числом, когда либо запланирована, либо уже выполнена часть работ по строительству, а потом приходят за деньгами – дороги нет, того нет, сего нет. Заранее нужно такие вопросы решать, заранее! И легче будет, и дешевле тогда.

Далее. Нужно ремонтировать и обновлять существующий жилой фонд. По самым скромным оценкам, капитального ремонта требует треть всего жилищного фонда страны – это более 1 млрд кв. м. Нам удалось несколько снизить остроту проблемы с помощью механизма Фонда содействия реформе ЖКХ. Только в ваших городах–административных центрах и регионах на ремонт ветхого и аварийного фонда уже направлено 130 млрд рублей. Безусловно, нам нужно ускорить эту работу, поэтому думаем над тем, чтобы уже в текущем году направить часть дополнительных доходов федерального бюджета на капитализацию фонда жилищно-коммунального хозяйства. Вот мы сейчас только говорили, с Минфином этот вопрос согласован: осенью этого года в фонд ЖКХ дополнительно на его капитализацию направим ещё 20 млрд рублей.

Также надо вместе подумать, как решить проблему ветхого и аварийного жилья после 31 декабря 2012 года, когда официально исчезнет фонд, когда срок его работы закончится. Не знаю, всегда денег не хватает в бюджете, но мне кажется, и наверняка вы сегодня будете об этом говорить, достаточно эффективный инструмент получился, востребованный и, в общем, работающий.

Следующий вопрос – это коммунальная инфраструктура. В среднем уровень износа здесь превышает 60%, в некоторых городах приближается к 90%. За ближайшие десять лет нам нужно полностью привести в порядок жилищно-коммунальную сферу – из вечной головной боли превратить её в современную отрасль. При этом главными источниками модернизации ЖКХ должны стать частные инвестиции. Кстати говоря, за последние два года, несмотря даже на кризис, доля коммерческих организаций в коммунальном комплексе возросла до 70%. Бизнес проявляет интерес к этой сфере деятельности, идёт туда, работает.

Муниципалитетам необходимо завершить техническую инвентаризацию фондов ЖКХ, активно включать их в коммерческий оборот, использовать такие формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство, концессии и аренда. Минрегиону и Минэкономики пора уже завершить подготовку комплекса мер по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций.

Одним из инструментов обновления отрасли призвана стать и федеральная целевая программа «Реформирование и модернизация ЖКХ до 2020 года». Я прошу федеральные ведомства наконец определиться с идеологией и параметрами этой программы.

И особо подчеркну: обновление жилищно-коммунального хозяйства не должно ложиться на плечи граждан. Нельзя решать проблему за счёт резкого повышения тарифов, необходимо в этом году выдержать установленную планку – в среднем не более 15% роста. Кстати говоря, в реальности в достаточно большом количестве регионов удалось удержать рост в пределах 12%, а в дальнейшем нужно снизить темпы роста тарифов до уровня инфляции.

Стоимость услуг ЖКХ увеличивается не только за счёт роста тарифов естественных монополий и коммунальных организаций, но и из-за аппетита управляющих компаний. Нужно вести чёткий контроль их деятельности, и в случае необходимости останавливать их, по рукам давать там, где нужно. И прошу вас за этим следить.

Мы же говорили и приняли соответствующее решение на законодательном, правительственном уровнях: информацию должны раскрывать полностью – какие услуги, сколько стоят, какой товар сколько стоит, – чтобы люди могли всё сравнить, могли бы оценить качество их работы. От неблагополучных организаций, неэффективно работающих, нужно избавляться просто – снимать их с рынка, пробега и дать возможность гражданам выбрать дееспособные организации.

Безусловно, нужны системные решения по механизму управления жилым фондом, чтобы исключить коррупцию, низкое качество оказываемых услуг, повысить ответственность работников предприятия и организации коммунального комплекса за эффективность принимаемых решений. Здесь тоже оперативно нужно работать, ведь муниципальным органам власти дано право в соответствии с принятыми решениями, если граждане обращаются в местные органы власти с проблемой плохой работы управляющих компаний, за пять дней собрать собрание, а ещё в течение 15 дней нужно принять решение о том, что с этой управляющей компанией делать. И я прошу вас этот инструмент, этот механизм использовать.

На федеральном уровне у нас тоже идёт соответствующая работа. В начале мая Правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг. Установлены чёткие параметры качества, исключена так называемая 13-я платёжка, изменён порядок расчёта оплаты коммунальных ресурсов за общие домовые нужды. Если предоставлена гражданам некачественная услуга, деньги должны быть возвращены гражданину, а ненадлежащий исполнитель может быть и должен быть оштрафован. Я прошу Минрегион разъяснить на местах нормы этого документа, чтобы не возникло непонимания и срывов в работе.

Нужно создать конкурентные и прозрачные условия в сфере управления многоквартирными домами, чтобы с рынка уходили, как я уже сказал, разного рода мутные организации. Тот, кто не может обеспечить достойный уровень обслуживания граждан, тот должен в сторону отойти. По отношению к управляющим компаниям должны быть определёны понятный набор требований и мера ответственности, которую они должны нести перед гражданами. Здесь тоже ничего не нужно перегибать, нужно поддерживать, помогать тем компаниям, которые работают эффективно – таких тоже достаточно.

Конечно, нужно усилить государственный контроль в сфере управления жилым фондом. Прошу Минрегион ускорить работу над соответствующим постановлением Правительства. Подчеркну, наши усилия будут иметь эффект только в том случае, если будут опираться на поддержку на местах, если вы сможете обеспечить неукоснительную реализацию всех норм и решений.

Ещё одна очень сложная тема – разграничение сферы ответственности в ЖКХ. Например, непонятно до сих пор, кто должен возмещать финансовые потери, которые возникают из-за разницы между реальными затратами, – например, котельной на производство тепла и тарифом для рядовых потребителей, который теперь устанавливает регион. Вот такие ситуации в жизни уже возникают: регион установил определённый тариф, а затраты, допустим на производство тепла, больше этого тарифа. Кто потери возместит?

Чётко зона ответственности между субъектом и муниципалитетом в законодательстве по-прежнему не разграничены. Это касается и сферы теплоснабжения, и водоснабжения, и водоотведения. Сейчас идёт поиск наиболее оптимального решения на законодательном уровне, и эту работу нужно ускорять.

Важнейшая задача муниципальной власти – благоустройство городов. Речь о целом комплексе вопросов. Самые простые и тривиальные на первый взгляд – это уборка снега, озеленение, строительство детских площадок и так далее и тому подобное. Все эти простые вещи влияют на качество жизни людей. И даже в региональных центрах эти вопросы не всегда могут быть решены эффективно, не всегда решаются эффективно: кое-где до сих пор не освещена и половина городских улиц.

Конечно, тут нужна совместная работа. Так, на федеральном уровне нужно завершить урегулирование всех законодательных вопросов, в том числе это касается определения самого понятия «благоустройство» и требования к нему. Учитывая накопленный груз проблем, мы пошли на то, чтобы оказать вам и прямую поддержку, и финансовую: запустили специальный проект, за два года направили на благоустройство региональных центров 50 млрд рублей. В 2011 году 22,7 млрд рублей пойдёт на ремонт дворовых территорий и подъездов к ним и более 11 млрд рублей – на ремонт дорог. К этому нужно добавить и региональное софинансирование. Субъекты Федерации вместе с муниципалитетами должны принять все необходимые меры, чтобы обеспечить эффективность расходования этих средств. Речь идёт о строгом отборе подрядных организаций, исключении возможности завышения цен, контроле качества и сроков выполнения работ…

Источник: Правительство РФ